Телеканал Хабар

125 лет со дня рождения Каныша Сатпаева

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Каныша Сатпаева - выдающегося казахского ученого. Его вклад в металлургию, сельское хозяйство и образование неоценим. Именно он стоял у истоков основания Национальной академии наук.

Это коллекция горных пород, различных руд, минералов, а также палеонтологических находок, обнаруженных на территории Казахстана. Находятся они в геологическом музее при Национальной Академии наук в Алматы. В числе экспонатов есть и образцы, лично привезенные Канышем Сатпаевым из Жезказгана. Именно он опроверг утверждение зарубежных и московских специалистов о том, что запасы руды в Центральном Казахстане незначительны, и открыл миру подземные сокровища нашей страны.

Создание металлогенической карты прогноза Центрального Казахстана – одно из главных открытий Каныша Сатпаева, отмечают академики. Карта, показывающая месторождения в определенной местности, стала готовым ориентиром для начинающих геологов. Однако в то время академик не стал добавлять на эту карту координаты пяти крупных месторождений под предлогом отсутствия там полезных ископаемых. За этим скрывалась его дальновидность, - говорит доктор технических наук, академик Маржан Нурпеисова.

Маржан Нурпеисова, академик:

- Он позже расскажет своим товарищам, Мухтару Ауэзову, Алкею Маргулану, что специально спрятал данные о пяти месторождениях от советских властей. Он объяснил это тем, что они должны послужить следующим поколениям в Казахстане.

В коллекции горных пород, обнаруженных Канышем Сатпаевым, есть практически все элементы из таблицы Менделеева. Ученый не только открыл рудные богатства, но и внес значительный вклад в создание на территории Казахстана важных производств. Именно он доказал необходимость строительства перевалочных заводов для транспортировки горного сырья, что раньше считалось необязательным. В годы Великой Отечественной Каныш Сатпаев за короткий срок обнаружил богатый запас марганцевых руд, что значительно помогло приблизить победу в войне.

Султан Оздоев, академик НАН РК:

Каныш Амантаевич видел далеко и глубоко. Каныш Амантаевич сумел во время ВОВ подбирать кадры из эвакуированных ученых. И в то время он сумел открыть десять институтов научно-исследовательских, которые плодотворно вывели Академию наук на третье место в общем Союзе после России и Украины.

Все современные научные достижения напрямую связаны с Сатпаевым, - отмечают ученые. Увеличение добычи нефти и газа в Казахстане, использование урана в качестве топлива в мирных целях Каныш Сатпаев рассказал в своих исследованиях еще в 30-е годы прошлого столетия. Это еще одно свидетельство его дальновидности.

Гафу Уали, корреспондент:

- Интересные факты о Каныше Сатпаеве. Он был не только выдающимся геологом, но и в целом был очень разносторонним человеком. Всю свою жизнь он увлекался музыкой. Виртуозно играл на домбре и даже любил танцевать. Также он любил заниматься математикой, впоследствии чего станет автором учебника по алгебре на казахском языке.

Авторы: Гафу Уали, Султан Бейсекенов, Валентин Лобанов.