Телеканал Хабар

Казахстанские ученые примут участие в работе на Большом адронном коллайдере

Об этом стало известно в Алматы на ежегодной встрече физиков-ядерщиков. Цель исследований – изучение теории большого взрыва и строения вселенной.

Казахстанский институт ядерной физики на неделю стал главной площадкой для встреч мировых светил науки. Авторитетные эксперты крупнейшей в мире лаборатории физики высоких энергий ЦЕРН, а также ученые из Казахстана, России, США, Японии и стран Евросоюза рассказали молодым коллегам о применении ядерных технологий в мирных целях. По словам спикеров, в современном мире как во вселенной – почти нет пределов для отраслей применения ядерной энергии.

Нассурла Буртебаев, институт ядерной физики

- Развитие и создание новых композиционных материалов - это тоже возможно с использованием ядерных технологий. Создавать те материалы, которых не существует в природе. Например, очень прочные поверхности, которые выдерживают высокий уровень радиации и температуру. Коррозийно – стойкий. Их можно использовать в большинстве наших отдельных отраслей.

Особый интерес ученых вызвало исследование теории большого взрыва и происхождения вселенной. Сейчас в Швейцарии на адронном коллайдере работают тысячи людей. В том числе и казахстанские физики. Богатый опыт отечественных ученых может сыграть важную роль для достижения лучших результатов и мировых открытий.

Кристоф Шефер, советник отдела Европейского Центра ядерных исследований (Швейцария)

- Европейский Центр ядерных исследований приглашает казахстанских ученых принимать участи в одном из четырех крупных экспериментов, связанным с работой Большого адронного коллайдера. В первую очередь ЦЕРН заинтересован в инженерах для работы с выстраиванием инфраструктуры.

Кстати, достижения в области ядерных технологий помогают и развитию современной медицины. В частности, совместно с казахстанскими физиками-ядерщиками ученым удалось создать изотопы, которые способны с высокой точностью отражать малейшие изменения в организме человека. Эти препараты позволяют выявлять на ранней стадии и эффективно бороться с онкологическими заболеваниями.

Ян Кулка, сотрудник Университета науки и технологий (Польша)

- В томографии изотопы используются для диагностики заболевания. Но существуют и другие группы изотопов, которые используются для «брахи-терапии». Это когда изотоп помещается в тело конкретного человека для облучения. И здесь очень важно иметь маломощные реакторы, которые могут производить такого рода изотопы.

Ядерная физика не терпит невежества, говорят эксперты. Малейшая ошибка может обернуться большой трагедией. Поэтому необходима предельная четкость. А самое главное, что отмечают светила науки – использование мирного атома весьма и весьма перспективное направление. Между прочим, ведущие мировые вузы готовы даже сами инвестировать в обучение физиков-ядерщиков, которым еще только предстоит сделать самые невероятные открытия.

Авторы: Владимир Бовкис, Сержан Жумабаев